+7 (981) 899-28-00

Детская непосредственность и переход в Новый Мир

В.П. Гоч, М.С. Черноокий
гг. Севастополь, Санкт-Петербург

 

Особенность нынешнего момента времени заключается в том, что впервые в Истории Мироздания перед человечеством встал вопрос перехода в Новый Мир — в Царствие Божие! А этот переход возможен только через Преображение. И первейшая наша задача состоит в том, чтобы понять суть требуемого от нас Преображения, осознать предъявляемые нам требования и выполнить необходимую работу. Новый Мир он потому и Новый, что в нём всё новое, следовательно, неизвестное. И человечество в этом Новом Мире по сути является новорождённым маленьким ребёнком, которому предстоит ещё длительный процесс освоения этого Мира. Такая точка зрения приводит нас к пониманию необходимости пристального изучения качеств и особенностей развития маленького ребёнка, чтобы использовать их для подготовки к более плавному и гармоничному переходу в Новый Мир.

Вероятно, многим знакома библейская фраза: «Будьте как дети». Господь в Евангелии неоднократно призывает каждого человека уподобиться ребёнку. Будьте «как дети» (Мф. 18:3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14). А вот какая суть вложена в эту фразу, каждый решает индивидуально. Глядя на маленького ребёнка, кто-то из взрослых может увидеть или почувствовать то, что он сам потерял в процессе своего взросления. Или увидеть то, в чём дети лучше нас. Как пишет в [6] Священник Иоанн Фёдоров, в раннем возрасте дети имеют поразительную целостность ума, сердца и воли. Им чужды такие качества взрослого человека, как двоедушие, лукавство и лицемерие. Царящая в душе ребёнка гармония позволяет видеть гармонию и вокруг себя. Детям свойственна непосредственность, особая реалистичность души и простота. Мир фантазии и мир реальности зачастую не имеют у них чётких границ. Осваивая окружающий мир, они творят что-то новое, воспринимая свою фантазию ничуть не менее реально, чем мир вокруг [6].

По своей природе дети открыты и общительны. Они впитывают в себя новые знания, а сердце их открыто для слова Божиего, добра и света. Детям не свойственна неприязнь, злоба, вражда, ненависть к кому-либо. «На злое будьте младенцами» (1 Кор. 14: 20), — говорит апостол Павел, имея в виду то, как дети зачастую даже не видят зла вокруг, а если и чувствуют злое против себя, то очень быстро забывают и прощают обидчиков. По принципу резонанса подобное познаётся подобным: не знающий зла ребёнок не видит этого зла вокруг. Родитель, с гневом наказывающий своего ребёнка, ещё долго будет чувствовать тяжесть в своём сердце — последствие совершённого им греха. Ребёнок же, быстро простив, снова бежит к родителю с полным любви сердцем. Всё доброе и чистое вызывает у ребёнка доверие и притяжение. Увы, с возрастом люди теряют эти качества и, как следствие, свойственную детям связь с Богом [6].

Вера для детей естественна, она является опытной частью их жизни. Им несвойственны сомнения, колебания, лукавые мудрования и самооправдания. Их вера безотчётная и при этом искренняя. Ребёнок с любой бедой бежит к маме, зная, что она всегда поможет. Эта вера в безусловную любовь и помощь распространяется и на духовную жизнь ребёнка. Своей естественной любовью родители вписывают в ребёнка веру в Бога, которая формируется на опыте любви и доверия родителям. Дети верят в слова взрослых, для них эти слова то же, что и дела их. Если родители не бросают слов на ветер, а подтверждают разумные слова разумными делами, то обретают авторитет в глазах детей, полное доверие и сердечную дружбу. Вера детей во взрослых, а взрослых в детей ведёт к глубокой, искренней и естественной вере в Бога [6].

Ребёнок обладает естественным смирением. Взрослея, мы отступаем от этой спасительной добродетели. Когда ученики спросили Христа: кто больше в Царстве Небесном, то Он, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 1–4). Ребёнок от рождения «умалён», он обладает естественным смирением и скромностью. С возрастом мы теряем эту спасительную добродетель, а взамен взращиваем в себе гордость, честолюбие, тщеславие. Мы уже считаем себя если и не лучше всех, то уж точно не хуже. Уже с раннего детства мы воспитываем в своих детях стремление быть лучше других и тем самым способствуем развитию указанного процесса [6].

Как пишет Священник Иоанн Фёдоров: «От момента рождения ребёнок уже обладает многими качествами для жизни в Царствие Божием, но по мере взросления они ослабевают, теряются или заменяются противоположными и страстями. В первую очередь этому способствуют та окружающая среда и те примеры, которые окружают подрастающего ребёнка. Не имея подлинной духовной жизни, заботясь лишь о ценностях «мира сего», мы формируем из наших детей подобных себе и способствуем их отходу от их пока ещё мало испорченного Божественного состояния. Через возвращение к смиренному детскому состоянию Господь предлагает нам Путь возвращения к духу, вере, любви, скромности, чистоте и безграничному упованию на Бога» [6].

Любой ребёнок воспринимает окружающую его действительность непосредственно, без каких-либо условий, приукрашиваний. А его родители и другие взрослые, вольно или невольно участвующие в воспитании ребёнка, создают вокруг него социальную среду, в определённой степени испорченную их собственным состоянием. И эта испорченная среда модулирует будущее состояние ребёнка. Отсюда вывод, что непосредственность — это прежде всего независимость от условий окружающей среды, проявление ребёнком его естественного внутреннего состояния, его Божественной сути. Пока ребёнок маленький, мы наблюдаем это, но как только он подрастает, — начинает сказываться модуляция его состояния окружающими его людьми. И чтобы глубже понять смысл слова «непосредственность», обратимся к словарям и материалам, изложенным на просторах интернета. Результаты поиска дают нам немногочисленный и слегка разношёрстный материал, который, однако, поддаётся определённому обобщению. Приведём здесь лишь некоторые из наиболее интересных высказываний, которые удалось обнаружить.

Непосредственность — происходящее само по себе, а не вызванное вмешательством внешней силы или принуждением. Непосредственными могут быть действия, совершаемые инстинктивно или под влиянием страсти, иногда без всякого участия воли, а иногда и вопреки воле. Добровольное действие далеко не всегда непосредственно. Поддаваясь чужому давлению или принуждению, например, отдавая свой кошелёк вооруженному бандиту, человек вроде бы действует добровольно, но отнюдь не непосредственно. Непосредственность — это характеристика действия: первая реакция, неосознанное желание или порыв. У непосредственного поступка нет другого источника кроме самого себя, не важно, совершается ли оно сознательно или неосознанно. Непосредственность — это раскрепощённость, раскованность, непринуждённость, свежесть, откровенность, натуральность, естественность, честность, простота, свобода [3,5].

Непосредственность — положительная нравственно-этическая черта личности, выражающая способность человека держаться и жить естественно, непринуждённо, откровенно, независимо от меняющихся условий среды. Непосредственность — это искренняя манера поведения, свойство души никогда не оглядываться на самого себя, следование своему внутреннему влечению, своей совести, законам нравственности. Этим качеством обладают дети — они умеют говорить, что думают, смеяться, когда им хочется, быть самими собой. С годами, под влиянием социальных условий это умение исчезает, а иногда переходит в другое качество — инфантильность [5].

Обобщая приведённые высказывания, можно сделать вывод, что в первую очередь, непосредственность — это проявление человеком его естественного внутреннего содержания, его состояния, его внутренней сути. Реагируя на ситуацию непосредственно, человек исходит из своего собственного внутреннего состояния и понимания нравственности. В свою очередь, это внутреннее состояние определяется уровнем развития сознания человека — чем выше уровень сознания, тем тоньше и богаче внутреннее состояние. А с другой стороны, внутреннее состояние или внутренняя суть человека — это его инобытие, актуализирующие запись Вечности в его бытии. Поэтому с точки зрения НТН непосредственность следует понимать как трансценденцию внутренней сути человека, или трансценденцию его инобытия [1,2]. В идеальном случае инобытие должно содержать в себе Божественное, но у недоразвитых людей его запись может быть искажена, уродлива. В этом случае человек может пытаться (осознанно или неосознанно) прятать свою искажённую внутреннюю суть от окружающих, маскировать её под внешнюю окружающую среду, чтобы достичь желанного результата или конкретной цели. Но это означает, что он будет действовать посредственно — по среде — по условиям окружающей среды.

Принято считать, что «окружающая среда» — это обобщённое понятие, в основном характеризующее природные условия некоторой местности, от которых во многом зависит существование человека, её экологическое состояние и взаимодействие с человеком. Это среда обитания и деятельности всего человечества, весь окружающий человека мир, включая природную и антропогенную среду, объекты живой и неживой природы, взаимодействие с человеком и другими живыми организмами. Но с социальной точки зрения активной окружающей средой для человека является тот социум, в котором протекает его жизнь. Среда, в которой вырос и был воспитан человек, играет огромное значение в его судьбе, вкусах и характере [7].

Проанализировав вышеизложенное, приходим к пониманию, что само слово непосредственность происходит от однокоренного с ним слова среда. Тогда посредственность — это действие по среде, действие из требований, диктуемых окружающей средой — социумом, а непосредственность — это действие, исходящее из собственного внутреннего состояния человека, из его внутренней правды. А если посмотреть с точки зрения НТН, то среда — это континуум овеществления времени в бытии человека. Поэтому, с одной стороны, окружающая среда во многом определяет состояние и поведение человека, а с другой стороны, человек своей деятельностью создаёт в своём бытии вещи, события и процессы, которые становятся новой окружающей средой как для него самого, так и для окружающих.

Значение слова посредственный в литературе и интернете представляет собой некую сумятицу и отсутствие чёткого понимания его сути. Например, посредственный — означает, что между какими-либо действиями есть посредник, т.е. действие проходит не напрямую. Приводится пример, что работа мышления происходит посредством речи, — без речи нет мышления. Но данный пример не совсем корректен, ведь речь и мышление — это единый неразделимый процесс. При попытке его разделить мышление исчезает. Отмечается также, что посредственный человек решает свои вопросы за счёт других людей, либо реагирует не сразу, а долго раздумывает. С нашей точки зрения это объясняется желанием подстроиться под окружающую среду и найти такое решение, совершить такое действие, которое воспринималось бы окружающими людьми с удовольствием или радостью, и не важно, отвечает ли оно его совести или общественной морали [7].

По другим источникам, посредственность — это неоригинальность, заурядность, туманность, нерешительность, равнодушие, пассивность, полная неопределённость, неспособность иметь своё мнение. Посредственность уничтожает инициативу и закрывает двери любым возможностям человека. Посредственный человек ничем не выделяется, сливается с серой массой, дорожит общественным мнением, ненавидит смелость и риск, убивает мечты, любит неподвижность и не имеет никаких целей в жизни. Посредственность представляется как территория жизни человека: с севера она ограничена компромиссом, с юга — нерешительностью, с востока — мыслями о прошлом, а с запада — отсутствием цели. Эта территория имеет серый цвет и поёт гимн вымышленным нормам. Посредственность — это состояние, в котором индивидуум живёт ниже своего потенциала. Это принятие норм и выполнение лишь того, что удобно или минимально достаточно в данном обществе [4].

Посредственность паразитирует на гениальности, извращая её и сводя к необыкновенности, она создаёт культ необыкновенности и «интересности». Этот момент хорошо просматривается на примере некоторых современных телевизионных программ. Одна из характерных черт посредственности заключается в том, что «она гнушается рядовым делом». Борис Пастернак, например, писал: «Под посредственностью обычно понимают людей рядовых и обыкновенных. Между тем обыкновенность есть живое качество, идущее изнутри... Всего обыкновеннее люди гениальные... Необыкновенна только посредственность». Вероятно, Пастернак тоже понимал посредственность как действие по среде, исходя из требований, диктуемых социумом, и желания встроиться в общую систему, а непосредственность — как действие, исходящее из внутреннего состояния, из внутренней сути человека [8].

Почему же тогда столько людей удовлетворяются посредственностью? В [9] Елена Скалацкая даёт наглядное объяснение этого феномена на примере обычных ограничивающих убеждений, которые наглядно проявились в рассказе её знакомого: «Однажды мы с моим немецким другом ехали с севера страны на юг, и он предложил мне попробовать вести машину без ограничений скорости. Я давно мечтал об этом, поэтому с радостью согласился, сел за руль и выехал на автобан. Поначалу я испытал восхищение, восторг и волнение, почувствовав во всём теле действие адреналина. Чувство ответственности за эту мощь без каких-либо внешних ограничений также вызывало различные смешанные чувства, в том числе и временное смятение — ведь приобретённые мною знания об ограничениях бросали вызов возможности использования максимальной мощи. Я оказался в ловушке своего опыта, парализованный страхом неограниченных возможностей. Мы мчались со скоростью 130 км в час. Я был опытным водителем со стажем более 25 лет и мне приходилось ездить со скоростью больше 130 км в час, но тут мне предложили воспользоваться всеми возможностями автомобиля. Заметив, что другие машины обгоняли меня с легкостью низколетящего реактивного самолета, я увеличил скорость чуть более 130 км в час. Мой друг улыбнулся и спросил: «Чего же ты боишься? Мы до сих пор стоим на месте». Не желая уступать страху перед лицом такой возможности, я ещё сильнее надавил на газ и ощутил восторг от езды со скоростью в 185 км в час. Невозможно описать словами ту потрясающую гордость, которую я испытал от такой возможности управления скоростью и направлением движения. Я даже начал гордиться собой и почувствовал себя на вершине мира. Кто теперь меня догонит? Я был королём дороги, хозяином магистрали. Это чувство превосходства возрастало всё больше и больше с каждой машиной, которую мы обгоняли. Фактически, я поймал себя на мысли, что, обгоняя очередную машину, говорил себе: «Почему бы им не прижаться к обочине и не пропустить настоящего водителя?». Я достиг совершенства! Я поставил свой рекорд! Я обогнал всех! Я был самым лучшим! Но спустя примерно 20 минут меня неожиданно обогнал Мерседес-Бенц, который несся со скоростью 250 км в час и, как показалось, появился ниоткуда. На какое-то мгновение мне показалось, что я действительно стоял на месте. Мой друг повернулся ко мне и с усмешкой произнес: «Как видишь, ты едешь не так быстро, как можешь, но всего лишь так быстро, как хочешь». Его слова засели у меня в голове, и вскоре я начал понимать проклятие сравнения и ограничения гордости за самого себя».

Елена Скалацкая делает вывод, что одна из самых серьёзных ошибок, которую совершают люди, — это сравнение себя и своих действий с некими стандартами или достижениями других людей, что является в корне неверным, так как тогда наш потенциал отдаётся на милость других людей, давая им право определять наш успех и решать, достигаем мы его или нет. Мчась по автобану, человек находился в состоянии большего успеха, чем те водители, которых он обгонял. Но даже будучи впереди всех, он не использовал весь потенциал своего автомобиля. Когда водитель сравнивал свои результаты с результатами других, то он был лидером и выглядел в их глазах успешнее, поскольку ехал быстрее их. Но если сравнить его результаты с истинными возможностями автомобиля, то оказывалось, что он не был по-настоящему успешен, так как не смог развить максимально возможную для этого автомобиля скорость. Истинный успех не определяется тем, сколько вы сделали или чего добились в сравнении с достижениями других людей. Истинный успех — это то, что вы сделали в сравнении с тем, что могли бы сделать. Вы можете быть успешны, если стремитесь к личному совершенству. Вместо того, чтобы быть самими собой, люди беспокоятся о том, чтобы быть такими, как другие. И потом удивляются, почему они не успешны. Станьте самим собой — тем, кем вы способны стать, достигните всего того, чего вы способны достичь [9]!

Ольга Седакова в [8] пишет: «Русское слово «посредственность» можно трактовать по-разному: как «нечто посредине между плохим и хорошим, ни то ни сё». Но интереснее соотнести его со словом «непосредственность» — и тем самым увидеть в нём «опосредованное», не прямое, не простое, не «первое», не совсем «настоящее». Прямота и простота отношений — вот чего не знает посредственность. Именно здесь становится понятной мысль Пастернака о том, что обыкновенный человек — как и гениальный — не может быть «посредственным», как не может быть «посредственной» природа. Не найдёте вы ничего «посредственного» ни в одном ребёнке дошкольного возраста. Но и ничего «необыкновенного» вы в нём тоже не найдете! Посредственность — не врождённое свойство человека, а его выбор».

Седакова констатирует, что в настоящее время мораль и искусство считаются как будто противоположными вещами. В современной литературе почти не встречаются «идеальные» герои и «положительные» примеры для подражания, как это было в средневековой литературе. Было бы странным считать, например, что вести себя надо как Анна Каренина, или как Раскольников. Или как Гамлет! Герои прозы и драмы — отнюдь не образцы для подражания. Поэт или его лирический герой — тоже никак не праведник, а «подражать» Блоку или Бодлеру, как святым подвижникам, тоже вряд ли уместно. Она утверждает, что искусство и творчество должно выступать не как какой-то чрезвычайный опыт, а как восстановление человеческой нормы, которая искажена «обыденностью». Касаясь сути внутренней жизни человека, она пишет о ещё большем непонимании этой категории в современной литературе и искусстве. По её мнению, только отрешившись от всей суеты, мышиной возни и мелких интриг, человек может оказаться в области своей внутренней жизни, но это под силу немногим [8].

Внутренняя жизнь обладает большой автономностью от внешних обстоятельств, а порой она даже становится абсолютной. Такие моменты абсолютной свободы души от происходящего умеют улавливать художники. Например, в романе Льва Толстого «Война и мир» есть эпизод, когда Пьер Безухов оказывается в плену у французов. Его положение безнадежно, его ведут расстреливать — и в этот момент он вдруг переживает чувство абсолютной свободы от всего происходящего, ему открывается некое неопровержимое знание, даже не знание, а опытное переживание того, что он обладает бессмертной душой. И он смеется. Вся ситуация представляется ему смехотворной. «Это меня хотят убить? Мою бессмертную душу?» — думает Пьер [8].

Такие моменты абсолютной автономности внутренней жизни случаются не только в пограничных, сверхтяжёлых и смертельно опасных ситуациях, они могут случаться и в других местах, — пишет Седакова. По определённым причинам человек может оказаться в пространстве другого измерения, когда в сравнении с ним всё другое представляется иллюзорным. Казалось бы, такие ситуации, как происшедшее с Пьером Безуховым, не репетируются, не подготавливаются, происходят вопреки всему: они как будто «падают с небес». Но в действительности «с небес падает» куда больше, чем мы можем принять. И у нас ещё должно найтись место во внутреннем мире для этого состояния. Должна быть какая-то готовность — может быть, до поры не известная самому человеку — готовность согласиться и принять эту правду, ведь наше сопротивление ей необычайно [8].

Здесь Седакова вплотную подошла к причине неготовности человека к принятию чего-то более высокого, но не смогла её раскрыть, потому что понимание этой причины находится в более высоком плане и раскрывается только с позиции НТН. Только поляризовав свою жизнь по Мировой Воле, и только с позиции НТН человек способен понять стоящую перед ним задачу и осознать требуемые от него действия и движения. Обретая и усваивая Новые, Истинные знания, человек может раскрыть свою Божественную природу и обрести непосредственность. В НТН этот процесс называется формированием и расширением сознания [1,2].

В посредственность человек попадает непринуждённо, для этого даже ничего специально делать не надо. Более того, если ничего не делать, то это происходит само по себе, — автоматически! Испорченная социальная среда сама вписывает подрастающему ребёнку и ложные ценности, и тяжёлое состояние. В результате почти каждый взрослый человек поражён неосуществлением, для снятия которого ему необходимо не только обрести или восстановить то начальное чистое состояние ребёнка, но ещё и наработать Сознание. Только в этом случае совершается переход в Новый Мир, а жизнь раскрывается во всей полноте. Ведь Жизнь — Атрибут Бога; Самосущая Тайна Его трансценденции и Преображения в Едином Со-Знании. Сакральный Опыт нисхождения Логоса. Только познание Истины позволяет сформировать Со-Знание, но это требует постоянной активной и даже напряжённой работы над собой. Но это единственная возможность перейти в открывшийся Новый Мир [1,2].

Литература

  1. В.П. Гоч. Максимы Тотальности. Единое. — СПб: ООО «ИЦДОМ «Айзорэль», 2019.

  2. В.П. Гоч. С.В. Белов. Теория Причинности. — Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.

  3. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: АЗЪ, 1994.

  4. https://berichnow.ru/psihologiya/posredstvennyiy-chelovek-kto-on-takoy-i-kak-im-ne-byit

  5. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/883518

  6. https://pravoslavie.ru/110476.html

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Окружающая_среда

  8. https://www.olgasedakova.com/moralia/280

  9. https://www.shkolazhizni.ru/psychology/articles/6227/

 


Вверх страницы